Размер шрифта: A A A A Цветовая схема: A A A A A Изображения: ЧБ

Практика изъятия несовершеннолетних из семьи

Практика изъятия несовершеннолетних из семьи

Вопросы деятельности Рабочих групп для всестороннего анализа практики изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью (созданных при уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ в 2017 году) обсуждали 21 февраля на межрегиональном совместном заседании, которое состоялось на базе детского дома «Ровесник». В совещании приняли участие уполномоченные по правам ребенка Владимирской, Ивановской, Костромской, Нижегородской и Ярославской областей, а также члены Рабочих групп указанных регионов. 
Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области Татьяна Океанская подчеркнула значимость деятельности региональных Рабочих групп по анализу ситуаций отобрания детей не только в контексте государственной семейной политики, одна из основных целей которой состоит в укреплении и развитии института семьи, сохранении и восстановлении традиционных семейных ценностей, улучшении положения семей с несовершеннолетними детьми, но и в контексте конкретных историй семей, столкнувшихся с неправомерным вмешательством в семью со стороны органов опеки и попечительства, полиции, превысивших свои полномочия. 
Так, Татьяна Океанская сообщила, что 2017 году к Уполномоченному поступило 4 обращения (из них 2 устных) по вопросу избыточного вмешательства органов опеки и попечительства в семью, в том числе 1 обращение по вопросу отобрания ребенка, 2 обращения по вопросу понуждения к написанию заявления о временном помещении детей в детский дом (социально-реабилитационный центр), 1 обращение от бабушки в связи с помещением детей в социально-реабилитационный центр после того, как мать была объявлена в розыск, хотя дети изначально жили с бабушкой. Заявителям была оказана необходимая консультационная помощь, совместно с работниками органов пеки и попечительства разработан алгоритм действий по возвращению детей в семьи, оформлению опеки и т.п. 
Также в приемную Уполномоченного поступило 2 информации УМВД России по Ивановской области о помещении детей в лечебное учреждение для проведения медицинского осмотра. Родители, находясь в состоянии алкогольного опьянения, устроили скандал и были доставлены в отдел полиции, родственников, которым можно было бы передать детей, не установлено. У детей обнаружены телесные повреждения в виде синяков и ссадин. Мать призналась, что нанесла побои детям ремнем. В настоящий момент дети находятся в детском доме по заявлению матери, с семьей проводится работа. 
Позитивным результатом деятельности Рабочей группы Ивановской области можно считать снижение количества отобранных детей. Так, в 2017 год органами опеки и попечительства Ивановской области в порядке ст. 77 СК РФ у родителей были отобраны 4 ребенка (для сравнения: в 2016 году — 26, 2015 — 31), из них 2 ребенка из одной семьи. 
Начальник управления по опеке и попечительству Департамента социальной защиты населения Ивановской области, член ивановской Рабочей группы Жукова Маргарита Адольфовна в выступлении сделала акцент на вопросах профилактики семейного неблагополучия и представила участникам заседания измененный Порядок взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации выявления, учета и индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, имеющими детей. 
Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Костромской области Марина Соколова сообщила, что региональная Рабочая группа анализирует результаты следующих мониторингов: отобрания (изъятия) детей из семьи; эффективности работы служб сопровождения семей в части анализа информации по количеству родителей ограниченных в родительских правах, лишенных родительских прав; оснований помещения детей в социально-реабилитационные центры; оказания медицинской и социальной помощи родителям, имеющим несовершеннолетних детей, страдающим от алкогольной зависимости. Кроме того, по рекомендации региональной Рабочей группы в Костромской области был разработан алгоритм межведомственного взаимодействия территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства и органов и учреждений системы профилактики по отобранию несовершеннолетних в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации. 
«На территории Владимирской области создана межведомственная группа экстренного реагирования, которая призвана оперативно в случаях угрозы отобрания ребенка из семьи», — сообщил Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области Геннадий Прохорычев. – Группа экстренного реагирования оперативно решает вопросы, выезжая непосредственно в семью, где есть угроза отобрания». 
Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Маргарита Ушакова о работе постоянно действующей межведомственной рабочей группы представила анализ деятельности органов системы профилактики, защищающих детей от действий либо бездействия родителей (законных представителей), ссылаясь на конкретные случаи из практики, где асоциальное поведение родителей стало причиной смерти детей. Также детский омбудсмен рассказала о положительном опыте Нижегородской области по реализации программы «Точка трезвости», адресованной родителям, имеющим алкогольную зависимость. 
«Участники Рабочей группы Ярославской области при проведении мониторинга деятельности органов опеки и попечительства столкнулись с некомпетентностью работников и с формальным подходом в вопросах профилактики семейного неблагополучия, — сообщил Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области Михаил Крупин. – В течение 2017 года во время выездных мероприятий Рабочая группа провела мониторинг органы опеки и попечительства в шести муниципальных образованиях Ярославской области. Основные замечания касались неисполнения требований ч. 5 ст. 145 СК РФ (допускается передача братьев и сестер под опеку разным лицам, без учета интересов детей); нарушения порядка осуществления отобрания детей в соответствии со ст. 77 СК РФ; неудовлетворительной работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению семейного благополучия. 
На совещании региональные уполномоченные и специалисты различных ведомств обсуждали вопросы внесения изменений в ст.77 СК РФ. В частности, прозвучало предложение значительно увеличить срок подачи органами опеки и попечительства иска в суд о лишении (ограничении) родительских прав или совсем исключить это из статьи как обязательное требование. 
Участники совещания отметили, что при раннем выявлении семейного неблагополучия и угрозы жизни малолетних детей огромную роль играют учреждения здравоохранения и работники больниц и поликлиник. Настораживают ситуации, когда родители, отказываются от услуг государственных учреждений здравоохранения, говорят о желании пользоваться услугами частных клиник, в конечном итоге оставляют ребенка без медицинского наблюдения, что в некоторых случаях приводит к трагическим последствиям. Подобные ситуации свидетельствуют о том, что необходимо вводить механизмы государственного контроля за деятельностью частных клиник в данном вопросе.

Правозащитная карта Владимирской области